Вы здесь

Головоломка "Емелина печка"

Эту головоломку придумал изобретатель из Подмосковья В. И. Красноухов, а название дала его дочь Оля. Однажды мама прочитала ей сказку о Емеле, а потом Оля увидела, как брат с отцом делают головоломку из кубиков. Показав на получившуюся фигуру, она вдруг сказала: "Ой, это Емелина печка!"

Внешне головоломка представляет из себя восемь обыкновенных детских кубиков. Все кубики соединены между собой шарнирами (рисунок 1). Поворачивая отдельные части игрушки относительно друг друга, можно строить различные фигуры.

Делаем головоломку

Нам понадобятся восемь любых кубиков одинакового размера, цветная бумага, клей, шелковая лента и нитки.

Сначала старые кубики нужно очистить от остатков наклеек на них. Для этого на несколько секунд опустите кубики в горя­чую воду, а затем ножом счисти­те с них бумагу и клей.

Кубики соединяются между собой-с помощью приклеенных к ним матерчатых прокладок. Их приклеивают так, чтобы кубики вплотную примыкали друг к дру­гу. Для прокладок лучше всего использовать шелковую ленту. Берут два куска ленты, сшивают ее вдоль, а затем разрезают на отдельные куски (рисунок 2). Поверхности кубика и куски про­шитой ленты склеивают между собой. Если используется клей ПВА, то место склейки можно прогладить не очень горячим утюгом. Это ускоряет изготовле­ние головоломки и делает соеди­нение более прочным. Остатки клея с утюга легко удаляются водой. Соединенные между собой во­семь кубиков оклеивают цвет­ной бумагой. В углу каждой гра­ни поставьте номер данного ку­бика. Это необходимо для записи решений головоломки. Чтобы игрушка имела нарядный вид и надолго его сохранила, рекомен­дуется покрыть ее слоем разве­денного водой клея ПВА: на од­ну часть клея добавляют четыре части воды. Можно покрыть ку­бики и любым бесцветным лаком.

Решаем

После того как вы сде­лаете головоломку, не спешите решать задачи, показанные на рисунках. Сначала вместе с деть­ми просто покрутите игрушкув руках, посмотрите, какие фигуры у вас получаются, попробуйте их повторить. И только познакомившись, таким образом, со свойст­вами головоломки, приступайте к сборке заданных фигур. Начать лучше с простейшей — «Емелиной печки». Она получается, если сложить головоломку пополам. На рисунках на некоторых фи­гурах проставлены номера куби­ков. Это облегчит вам поиск ре­шения. Но даже с такой подсказ­кой, зная, какой кубик, где дол­жен стоять, нелегко получить требуемую фигуру. Некоторые задачки можно решить разными способами.

Изобретаем

Возраст детей, которых может заинтересовать эта головоломка, самый раз­ный — от шести до шестнадцати лет. Старшие с большим удо­вольствием решают головоломку, а младшим нравится ее делать. Если у вас в семье несколько детей, лучше сразу сделать нес­колько головоломок. А еще луч­ше — не ограничиваться только изготовлением игры по нашим рисункам и построением фигур. Почему бы не придумать свою оригинальную семейную голово­ломку? Приведенный на схеме ва­риант соединения кубиков в Емелиной печке — только один из очень многих. Попробуйте соединить кубики другим способом и посмотрите, что получится. Вы наверняка построите новые фигу­ры, которые невозможно собрать из Емелиной печки. И пусть ваши дети дадут этим фигурам и всей головоломке свои наз­вания. Если подумать, всегда можно найти способ что-то изменить в игре, сделать ее разнообразнее, интереснее и использовать это для развития в детях (и в себе) желания и способности твор­чества. На рисунке 1 мы дали схему соединения кубиков в Емелиной печке. Для большей ясности свя­зи между кубиками показаны в условно-растянутом виде. А что, если на самом деле сделать удли­ненные прокладки-шарниры? Представим себе, что мы соеди­нили кубики тонкими жесткими пластинками, каждая из которых по размеру равна грани кубика и соединена с кубиками гибкими прокладками. Получится совер­шенно новая головоломка! С но­выми, неизведанными возмож­ностями игры.

Источник: 
Журнал Семья и школа №10, 1985г.
Поделиться:

Оставить комментарий