Вы здесь

Эксперимент: диапазон эквивалентности

Мы обучаемся в данный момент на курсе 'Психология сознания'. И в качестве практических заданий то проводим, то придумываем эксперименты.

Цель этого задания – придумать и описать эксперимент, проверяющий идею о том, что люди различаются по широте классов, к которым они относят воспринимаемые объекты.

Условия задания

Р. Гарднер ввел термин «диапазон эквивалентности» (или диапазон классобразования). Он давал испытуемым много предметов, которые различались по форме, материалу, цвету и просил рассортировать эти предметы по группам наиболее естественным и удобным с точки зрения испытуемого способом. Подчеркивалось, что правильного решения нет, в каждой группе может быть любое количество предметов, если некоторые предметы не относятся к другим, их можно положить отдельно. Обнаружилось, что есть люди, которые создают относительно небольшое число классов – у них широкий диапазон эквивалентности (или диапазон классообразования). Другие же, наоборот, создают много групп, обращают внимание на различия между объектами – у них узкий диапазон эквивалентности. Доказано, что это достаточно устойчивая характеристика, при повторном тестировании воспроизводятся первоначальные данные «теста сортировки» .
Придумайте, как можно проверить, что количество создаваемых классов зависит не от стимулов, которые использует экспериментатор, а от того, широкий или узкий диапазон эквивалентности у испытуемого.

Необходимо создать аналог теста на сортировку и описать, каким образом результаты этого нового теста будут соотноситься с тестом Гарднера. Кратко опишите процедуру эксперимента, какие показатели планируется измерять и ожидаемые результаты (получение каких результатов будет свидетельствовать о подтверждении гипотезы, а каких – о ее опровержении).

Придуманный мной эксперимент:

Если нам необходимо проверить, что количество создаваемых классов зависит не от стимулов, которые использует экспериментатор, а от того, широкий или узкий диапазон эквивалентности у испытуемого. То самым простым и очевидным решением является повторение описанного выше эксперимента с использованием других стимулов. 
Например сменив основной канал восприятия информации.

В качестве вариантов стимулов предлагаю следующие:
1) Сенсорные - испытуемым предлагается с завязанными глазами рассортировать на произвольные группы набор предметов отличающихся по своей текстуре, размеру весу и материалу из которого они изготовлены.
2) Обонятельные - испытуемым предлагается набор, одинаковых с виду, бумажных полос с нанесенными на них различными запахами. И так же ставится задача - рассортировать на произвольные группы.
3) Вкусовые - испытуемым предоставляют одинаковые стаканчики с одинаковым по цвету и запаху желе, но с различными вкусами. Далее испытуемым предлагают попробовать желе и так же рассортировать на группы.
4) Когнитивные - тут испытуемым для сортировки предлагается большой набор математических примеров.

Каждого из испытуемых необходимо провести через все виды заданий на сортировку. И собрать статистику о количестве создаваемых им групп.

И если при анализе статистики выяснится что одни люди создают небольшое число классов, а другие создают много групп, не зависимо от того какие объекты они сортируют. То это подтвердит, что количество создаваемых классов зависит не от стимулов, которые использует экспериментатор, а от индивидуального диапазона эквивалентности человека.
Если же количество создаваемых групп будет заметно меняться от стимула к стимулу то теория будет опровергнута.

Версия Саши:

Чтобы проверить, что количество создаваемых классов зависит не от стимулов, а от того, широкий или узкий диапазон эквивалентности у испытуемого, то можно пойти от обратного. Поставить испытуемых в условия создания классов из предметов, как известных, так и неизвестных им. Если испытуемый будет создавать больше классов, чем в среднем по группе и из известных предметов и из неизвестных, тогда можно говорить, что диапазон эквивалентности - это устойчивая характеристика.

Например, берём 2 группы испытуемых: слесари-ремонтники и сомелье. Каждой группе предлагаем создавать классы из слесарных инструментов и винных бутылок.
Предположительно в таком эксперименте будет несколько следствий:
1. Сомелье создадут больше классов у бутылок, чем слесари у бутылок. А слесари наоборот больше классов у инструмента, чем у бутылок. Важно! Не брать в эксперимент водочные бутылки :)))
2. Если утверждение про широту или узость диапазона эквивалентности верно, то некоторые сомелье покажут бОльшее количество классов, как у бутылок, так и у инструмента. То же самое относится к слесарям.

По желанию эксперимент можно дополнить контрольным классом, неизвестным обоим группам. Например, дать рассортировать математические примеры как слесарям, так и сомелье.

Эксперимент: диапазон эквивалентности
Раздел: 
Поделиться:

Оставить комментарий