Вы здесь

Ценности, верования и аттитюды

Как мы оцениваем других людей?

Ценности – общие принципы, которыми человек руководствуется в своей жизни

Классическая модель: 10 ценностей.

Изменение(самостоятельность, стимуляция - разнообразие) <-> Сохранение(безопасность, конформность, традиция)

Самоутверждение(достижение, власть) <-> Самопреодоление(универсализм, благожелательность)

Социальная психология: Классическая модель 10 ценностей.

Социальные верования – представления о людях и мире, в котором мы живем

  • Вера в справедливый мир (Мелвин Лернер) - убеждение в заслуженности людьми своих успехов и провалов, вознаграждений и наказаний
  • Вера в опасный мир (Джон Дакитт) – это вера в хаотичность и непредсказуемость окружающего мира, в опасность, исходящую со стороны других людей
  • Вера в конкурентный мир (Джон Дакитт) – вера в конкуренцию со стороны окружающих и необходимость противостоять их активности

Аттитюд (социальная установка) – позитивная или негативная оценка людей, событий и явлений общественной жизни

  • Аттитюд затрагивает не отдельные объекты, а совокупность объектов - людей, явлений или событий
  • Аттитюд может быть основан как на особенностях, которые мы приписываем объектам, так и на эмоциях к ним
  • Аттитюд складывается из нескольких частных оценок объектов по правилу «взвешенного среднего»

Функции аттитюдов

  • Функция познания: аттитюды влияют на восприятие, анализ и запоминание информации
  • Функция защиты Я: повышение самооценки
  • Функция самовыражения: выражение ценностей
  • Инструментальная функция: получение социального одобрения

 

enlightened Если аттитюд и поведение не совпадают может возникнуть Когнитивный диссонанс

Стратегии уменьшения диссонанса

  • Изменение поведения («Я куплю крем»)
  • Отрицание ответственности («Обстоятельства мешают мне купить крем»)
  • Изменение когниции («Солнце никому не наносит вреда»)
  • Переоценка когниции («Солнце не влияет на меня»)
  • Введение новой когниции («Загар делает меня красивым»)
  • Поиск социальной поддержки («Другие тоже не пользуются кремом»)

Теория когнитивного диссонанса(когда поведение меняет аттитюд)

Эффект недостаточного оправдания - возникает, когда человек совершает поступок, противоречащий аттитюдам, и не может оправдать свои действия внешними обстоятельствами. Для того чтобы устранить когнитивный диссонанс, он изменяет свои аттитюды

Эффект недостаточного запрещения - возникает, когда человек отказывается от совершения поступка, который был мягко запрещен кем-то, обладающим большой властью. В этом случае, стремясь оправдать свое подчинение, он дает поступку негативную оценку и отказывается от его совершения в дальнейшем

Эффект переоценки альтернатив - при выборе одной альтернативы из нескольких возможных при условии, что все альтернативы обладают для него примерно одинаковой ценностью. Стремясь избежать когнитивного диссонанса, человек завышает оценку избранной и занижает оценку отвергнутой альтернативы

Эффект оправдания усилий - заключается в том, что чем больше усилий человек приложил при выполнении задания, тем более позитивно он оценивает полученный результат

Эффект оправдания жестокости - возникает, когда человек наносит ущерб своему партнеру. Стремясь оправдать свои действия, он дает партнеру низкую оценку

Теория самовосприятия (Дэрил Бем) - Наблюдая за собственным поведением человек делает заключение о своих аттитюдах, ценностях, личностных чертах

Эффект сверхмотивации - возникает, когда человек начинает получать внешнее вознаграждение за действия, которые ранее совершал вследствие внутренних побуждений. После того как внешнее вознаграждение исчезает, человек прекращает свою деятельность

Эффект ноги-в дверях - заключается в том, что, удовлетворяя какую-нибудь незначительную просьбу, впоследствии человек соглашается сделать нечто более обременительное

Раздел: 
Источник: 
Лекции Гулевич О. А.
Поделиться:

Оставить комментарий