Вы здесь

Социальная коммуникация

Социальная коммуникация – процесс передачи информации от одного человека к другому человеку

Особенности социальной коммуникации

1. Принимают участие коммуникатор и реципиент: человек или группа

2. Коммуникатор и реципиент стремятся достичь цели

3. Коммуникатор использует вербальные и невербальные средства

4. Коммуникатор адаптирует сообщение для реципиента, опираясь на «образ другого»

5. Коммуникатор и реципиент влияют друг на друга

6. Эффективность коммуникации зависит как от участников, так и от ситуации

Цели коммуникации

  • Инструментальные цели
  • Цели, связанные с отношениями
  • Цели, связанные с Я-концепцией

Форма сообщения: стили коммуникации

Прямой-непрямой | Сильный-слабый | Аффилятивный-настойчивый | Вычурный-сжатый

Слабый: выражение «субъективного мнения» неуверенность в позиции лингвистические заикания вопросительная интонация

Сильный: выражение «объективной позиции» уверенность в позиции гладкая речь утвердительная интонация

 Настойчивый: начинает коммуникацию перебивает делает категоричные утверждения выражает несогласие, порицает

Аффилятивный: подхватывает коммуникацию выслушивает до конца избегает категоричных утверждений ищет точки соприкосновения, не порицает

Коммуникативное поле

Экологические факторы: расстояние, шум, температура, дизайн и т.д.

Норма коммуникации — это правило коммуникации, соблюдения которого ожидают участники (начало, обращение, темы, прощание и т.д.)

Скрипт коммуникации - это обыденное представление о последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации (зубной врач, ресторан, экзамен т.д.)

Правила негативной обратной связи

  • Не забывайте указать на достоинства
  • Критикуйте за то, что можно исправить
  • Будьте конкретны
  • Убедитесь, что Вас понимают
  • Узнайте планы, поставьте цели на будущее

Коммуникативные барьеры

Физические барьеры связаны с каналом передачи информации (напр., неисправностью телефона ) или с помехами, возникающими в коммуникативном поле (напр., шумом, высокой температурой)

Фонетические барьеры связаны с особенностями речи и невербального поведения коммуникатора: напр., акцентом, плохой дикцией, заиканием или невыразительной мимикой

Семантические барьеры связаны с понятиями, которые используются в ходе коммуникации. Некоторые примеры: использование коммуникатором иностранного языка или сленга использование абстрактных понятий («счастье», «сильное государство», «свобода») использование многозначных понятий — слов с несколькими значениями («ключ», «тарелка», «рак»), а также идиоматических выражений (поговорок)

Психологические барьеры включают в себя психологические особенности коммуникатора и реципиента, препятствующие передаче и пониманию сообщения. Некоторые примеры: личностные черты (застенчивость или интроверсия) ценности, социальные верования и аттитюды (недоверие к людям, цинизм) отсутствие мотивации для коммуникации эмоциональное возбуждение (страх, гнев)

Социальные барьеры связаны с принадлежностью коммуникатора и реципиента к определенным социальным группам (половым, возрастным, этническим, досуговым и т.д.)

Системы невербальной коммуникации

Кинесика: Позы, жесты, мимика, походка, касания

Внешний вид: Прическа, одежда, аксессуары

Окулесика: Взгляд (направление, длительность)

Экстралингвистика: Стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-паразиты

Паралингвистика: Громкость, тембр, скорость, ритмичность, и т.д.

Ольфакция: Естественные и искусственные запахи

Гастика: Пища и напитки

Проксемика: Дистанция, Пространство, Ориентация и угол, Длительность

Принцип равновесия - вынужденное усиление одного невербального показателя вызывает сокращение другого.

Правила интерпретации невербальной коммуникации:

Правило 1. Правило нескольких признаков: учитывать показатели разных систем

Правило 2. Правило динамики: смотреть на изменения в невербальном поведении

Правило 3. Правило контекста: анализировать контекст коммуникации

Социальная коммуникация
Раздел: 
Источник: 
Лекции Гулевич О. А.
Поделиться:

Оставить комментарий