Социальная коммуникация
Социальная коммуникация – процесс передачи информации от одного человека к другому человеку
Особенности социальной коммуникации
1. Принимают участие коммуникатор и реципиент: человек или группа
2. Коммуникатор и реципиент стремятся достичь цели
3. Коммуникатор использует вербальные и невербальные средства
4. Коммуникатор адаптирует сообщение для реципиента, опираясь на «образ другого»
5. Коммуникатор и реципиент влияют друг на друга
6. Эффективность коммуникации зависит как от участников, так и от ситуации
Цели коммуникации
- Инструментальные цели
- Цели, связанные с отношениями
- Цели, связанные с Я-концепцией
Форма сообщения: стили коммуникации
Прямой-непрямой | Сильный-слабый | Аффилятивный-настойчивый | Вычурный-сжатый
Слабый: выражение «субъективного мнения» неуверенность в позиции лингвистические заикания вопросительная интонация
Сильный: выражение «объективной позиции» уверенность в позиции гладкая речь утвердительная интонация
Настойчивый: начинает коммуникацию перебивает делает категоричные утверждения выражает несогласие, порицает
Аффилятивный: подхватывает коммуникацию выслушивает до конца избегает категоричных утверждений ищет точки соприкосновения, не порицает
Коммуникативное поле
Экологические факторы: расстояние, шум, температура, дизайн и т.д.
Норма коммуникации — это правило коммуникации, соблюдения которого ожидают участники (начало, обращение, темы, прощание и т.д.)
Скрипт коммуникации - это обыденное представление о последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации (зубной врач, ресторан, экзамен т.д.)
Правила негативной обратной связи
- Не забывайте указать на достоинства
- Критикуйте за то, что можно исправить
- Будьте конкретны
- Убедитесь, что Вас понимают
- Узнайте планы, поставьте цели на будущее
Коммуникативные барьеры
Физические барьеры связаны с каналом передачи информации (напр., неисправностью телефона ) или с помехами, возникающими в коммуникативном поле (напр., шумом, высокой температурой)
Фонетические барьеры связаны с особенностями речи и невербального поведения коммуникатора: напр., акцентом, плохой дикцией, заиканием или невыразительной мимикой
Семантические барьеры связаны с понятиями, которые используются в ходе коммуникации. Некоторые примеры: использование коммуникатором иностранного языка или сленга использование абстрактных понятий («счастье», «сильное государство», «свобода») использование многозначных понятий — слов с несколькими значениями («ключ», «тарелка», «рак»), а также идиоматических выражений (поговорок)
Психологические барьеры включают в себя психологические особенности коммуникатора и реципиента, препятствующие передаче и пониманию сообщения. Некоторые примеры: личностные черты (застенчивость или интроверсия) ценности, социальные верования и аттитюды (недоверие к людям, цинизм) отсутствие мотивации для коммуникации эмоциональное возбуждение (страх, гнев)
Социальные барьеры связаны с принадлежностью коммуникатора и реципиента к определенным социальным группам (половым, возрастным, этническим, досуговым и т.д.)
Системы невербальной коммуникации
Кинесика: Позы, жесты, мимика, походка, касания
Внешний вид: Прическа, одежда, аксессуары
Окулесика: Взгляд (направление, длительность)
Экстралингвистика: Стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-паразиты
Паралингвистика: Громкость, тембр, скорость, ритмичность, и т.д.
Ольфакция: Естественные и искусственные запахи
Гастика: Пища и напитки
Проксемика: Дистанция, Пространство, Ориентация и угол, Длительность
Принцип равновесия - вынужденное усиление одного невербального показателя вызывает сокращение другого.
Правила интерпретации невербальной коммуникации:
Правило 1. Правило нескольких признаков: учитывать показатели разных систем
Правило 2. Правило динамики: смотреть на изменения в невербальном поведении
Правило 3. Правило контекста: анализировать контекст коммуникации
Оставить комментарий