Вы здесь

Я-концепция

Как мы воспринимаем себя?

Я-концепция – представление и отношение человека к себе. 

Структура Я-концепции

1) Представление о себе - совокупность особенностей, которые человек приписывает себе

Двухфакторная модель - Все черты группируются вокруг двух измерений:

  • Коммунальные черты: дружелюбие, доброта, честность, справедливость
  • Деятельностные черты: компетентность, активность, независимость, настойчивость

Я-схема (Хэйзел Маркус) – отдельные черты, которые человек включает в состав Я-концепции, с помощью которых описывает себя

  • схематик — человек, по мнению которого данная черта важна и хорошо описывает его
  • несхематик — человек, который считает черту важной, но полагает, что она плохо описывает его
  • асхематик — человек, который считает черту неважной и полагает, что она плохо описывает его

2) Самооценка - оценка человеком себя по критерию «хороший-плохой»

  • Общая (в целом) и частная (по отдельным критериям) самооценка
  • Индивидуальная (я-как индивидуальность) и коллективная (я-как член группы) самооценка
  • Внутренняя (на стабильных особенностях) и внешняя (на текущих достижениях) самооценка

Модальности «Я»

  • Реальное: какой я на самом деле?
  • Идеальное: каков мой идеал?
  • Возможное: каким я могу стать?
  • Должное: каким я должен быть?

Стабильность «Я»

  • Я как единое и стабильное образование
  • Рабочая Я-концепция описывает человека в определенной ситуации (Я на работе, Я на учебе, Я с друзьями, и т.д.)

Объективное самоосознавание - состояние, в котором человек задумывается о себе:

  • приватное самоосознавание: «какой я человек»
  • публичное самоосознавание: «как я выгляжу в глазах других»

Деиндивидуализация – состояние, в котором человек не задумывается о себе

Социальное сравнение (Леон Фестингер) – сравнение своих особенностей и поведения с особенностями и поведением других людей

  • Восходящая: с тем, кто добился большего успеха
  • Нисходящая: с тем, кто добился меньших успехов
  • На равных: с тем, кто находится в таком же положении

Мотивы, связанные с Я-концепцией

  • Самопознание: создать точную Я-концепцию
  • Самоподтверждение: подтвердить существующую Я-концепцию
  • Самовозвышение: улучшить существующую Я-концепцию

Эффекты, вызванные мотивацией самовозвышения

Эффект ложной уникальности — склонность человека недооценивать количество людей, обладающих такими же чертами, аттитюдами и ценностями, совершающих такие же поступки, как он сам (позитивные характеристики)

Эффект ложного согласия — склонность человека переоценивать количество людей, которые обладают такими же чертами, аттитюдами и ценностями и ведут себя таким же образом, как он сам (негативные характеристики)

Эффект нереалистического оптимизма — склонность человека считать себя более успешным и менее подверженным воздействию негативных событий, чем окружающие

Я-концепция и поведение

Самооценка

Самоэффективность (Альберт Бандура) – оценка человеком своей способности выполнять деятельность на намеченном уровне и достигать своих целей Общая и частная самоэффективность Индивидуальная и коллективная самоэффективность

Саморегуляция (Тори Хиггинс) – процесс регуляции человеком своего поведения Фокус продвижения задачи на приобретение задачи с вознаграждением больше гипотез начало и конец работы позже Фокус предотвращения задачи на потерю задачи с наказанием меньше гипотез начало и конец работы раньше

Управление впечатлением 

Стратегии самопрезентации (Эдвард Джонс, Хан Питтман)

  • Желание понравиться
  • Самопродвижение
  • Пояснение примером
  • Мольба
  • Запугивание

Самомониторинг (Марк Снайдер) – стабильная склонность человека регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих

  • важность Я-должного
  • критерии оценки окружающих
  • количество и глубина контактов
  • допустимость лжи
  • помощь окружающим
Я-концепция
Раздел: 
Источник: 
Лекции Гулевич О. А.
Поделиться:

Оставить комментарий