Я-концепция
Как мы воспринимаем себя?
Я-концепция – представление и отношение человека к себе.
Структура Я-концепции
1) Представление о себе - совокупность особенностей, которые человек приписывает себе
Двухфакторная модель - Все черты группируются вокруг двух измерений:
- Коммунальные черты: дружелюбие, доброта, честность, справедливость
- Деятельностные черты: компетентность, активность, независимость, настойчивость
Я-схема (Хэйзел Маркус) – отдельные черты, которые человек включает в состав Я-концепции, с помощью которых описывает себя
- схематик — человек, по мнению которого данная черта важна и хорошо описывает его
- несхематик — человек, который считает черту важной, но полагает, что она плохо описывает его
- асхематик — человек, который считает черту неважной и полагает, что она плохо описывает его
2) Самооценка - оценка человеком себя по критерию «хороший-плохой»
- Общая (в целом) и частная (по отдельным критериям) самооценка
- Индивидуальная (я-как индивидуальность) и коллективная (я-как член группы) самооценка
- Внутренняя (на стабильных особенностях) и внешняя (на текущих достижениях) самооценка
Модальности «Я»
- Реальное: какой я на самом деле?
- Идеальное: каков мой идеал?
- Возможное: каким я могу стать?
- Должное: каким я должен быть?
Стабильность «Я»
- Я как единое и стабильное образование
- Рабочая Я-концепция описывает человека в определенной ситуации (Я на работе, Я на учебе, Я с друзьями, и т.д.)
Объективное самоосознавание - состояние, в котором человек задумывается о себе:
- приватное самоосознавание: «какой я человек»
- публичное самоосознавание: «как я выгляжу в глазах других»
Деиндивидуализация – состояние, в котором человек не задумывается о себе
Социальное сравнение (Леон Фестингер) – сравнение своих особенностей и поведения с особенностями и поведением других людей
- Восходящая: с тем, кто добился большего успеха
- Нисходящая: с тем, кто добился меньших успехов
- На равных: с тем, кто находится в таком же положении
Мотивы, связанные с Я-концепцией
- Самопознание: создать точную Я-концепцию
- Самоподтверждение: подтвердить существующую Я-концепцию
- Самовозвышение: улучшить существующую Я-концепцию
Эффекты, вызванные мотивацией самовозвышения
Эффект ложной уникальности — склонность человека недооценивать количество людей, обладающих такими же чертами, аттитюдами и ценностями, совершающих такие же поступки, как он сам (позитивные характеристики)
Эффект ложного согласия — склонность человека переоценивать количество людей, которые обладают такими же чертами, аттитюдами и ценностями и ведут себя таким же образом, как он сам (негативные характеристики)
Эффект нереалистического оптимизма — склонность человека считать себя более успешным и менее подверженным воздействию негативных событий, чем окружающие
Я-концепция и поведение
Самооценка
Самоэффективность (Альберт Бандура) – оценка человеком своей способности выполнять деятельность на намеченном уровне и достигать своих целей Общая и частная самоэффективность Индивидуальная и коллективная самоэффективность
Саморегуляция (Тори Хиггинс) – процесс регуляции человеком своего поведения Фокус продвижения задачи на приобретение задачи с вознаграждением больше гипотез начало и конец работы позже Фокус предотвращения задачи на потерю задачи с наказанием меньше гипотез начало и конец работы раньше
Управление впечатлением
Стратегии самопрезентации (Эдвард Джонс, Хан Питтман)
- Желание понравиться
- Самопродвижение
- Пояснение примером
- Мольба
- Запугивание
Самомониторинг (Марк Снайдер) – стабильная склонность человека регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих
- важность Я-должного
- критерии оценки окружающих
- количество и глубина контактов
- допустимость лжи
- помощь окружающим
Оставить комментарий