Вы здесь

Эксперимент: эффект функциональной фиксированности

Новое задание на придумывание эксперимента с курса "Психология сознания"

Люди привыкают использовать окружающие их предметы определенным образом и часто не замечают возможности использовать те же самые предметы как-то иначе, даже если это помогло бы им решить важную задачу. Этот эффект психологи называют эффектом «функциональной фиксированности». 

В этом задании вам нужно будет на основе того, что вы узнали в данном модуле, придумать, как можно усилить или ослабить эффект функциональной фиксированности.
Кроме самостоятельного выполнения задания, вы будете должны оценить работы других слушателей курса.

Условия задания

В известной задаче К. Дункера перед испытуемыми находится стол, прислоненный к стене, на стол выкладывается следующий набор предметов: свеча, упаковка спичек, коробок с кнопками (см. первый рисунок над заданием).

Ставится следующая цель: зажечь свечу и прикрепить ее к стене так, чтобы не запачкать воском ни стену, ни пол. Решение состоит в том, чтобы высыпать из коробка кнопки, прикрепить коробок с помощью кнопок к стене и поставить в него зажженную свечу. Тогда воск будет капать в коробок, а не на стол или стену (см. второй рисунок над заданием).

Испытуемые обычно испытывают трудности в поиске решения, если при постановке задачи кнопки насыпаны в коробок (тем самым фиксируется функциональное значение коробка как вместилища для кнопок). Однако если кнопки и пустой коробок даются испытуемому отдельно друг от друга, то время поиска решения значительно сокращается.

Задание:

Теперь придумайте и опишите другой эксперимент, в котором можно было бы варьировать у испытуемых силу функциональной фиксированности с помощью разных условий предъявления одних и тех же знакомых предметов, необходимых для решения задачи.

Придуманный мной эксперимент:

Для эксперимента нам потребуется комната с гладкими стенами.

В одну из стен на высоте человеческого роста вбиваем гвоздь, таким образом чтобы, на него можно было повесить картину или часы.

Далее случайно набранных испытуемых делим на две равные группы.

Для первой группы испытуемых: 
В комнату на гвоздик вешаем часы, а на стол кладем картину в зеленой рамке (никаких других предметов в комнате нет). По очереди запускаем испытуемых в комнату и даем задание повесить картину в зеленой раме на стену. Решение таково - чтобы повесить картину нужно снять часы и на освободившийся гвоздик повесить картину. Замеряем время за которое испытуемые догадываются до такого решения.

Для второй группы: 
На гвоздике вместо часов вешаем картину в красной рамке, на стол кладем картину в зеленой рамке. Так же по одному запускаем испытуемых в комнату и даем задание повесить картину в зеленой раме на стену.
Теперь для того чтобы пройти задание испытуемым нужно снять с гвоздика картину в красной рамке и повесить картину в зеленой рамке. Замеряем время за которое испытуемые находят решение.

Ожидаемые результаты:
Люди в первой группе будут дольше искать решение задачи так как картина и часы разные категории объектов. И будет зафиксировано функциональное назначение гвоздя в стене как держателя часов, а не картин.

Люди же во второй группе быстрее найдут решение задачи так как изначально назначение гвоздя в стене будет фиксироваться как место для картины ведь на нем уже висит картина.

Придуманный Сашей эксперимент:

Испытуемым предлагается нарисовать круг на листе бумаги. Проводятся 2 серии экспериментов:
1. На столе лежит шнурок, ручка, лист бумаги, линейка. С помощью веревочки и карандаша можно легко нарисовать окружность.
2. На столе лежит ручка со шнурком(типа такой http://www.prezentreklama.lv/images/products/IM7302_08_125451636207.jpg), лист бумаги, линейка. Можно отцепить шнурок от ручки и нарисовать окружность.

Предположительно в первом случае испытуемый нарисует окружность быстрее, чем во втором. Так как эффект из-за эффекта функциональной фиксированности шнурок во втором случае не будет восприниматься, как инструмент.

Эксперимент: эффект функциональной фиксированности
Раздел: 
Поделиться:

Оставить комментарий